Психология (ч.1. Общая психология)
Курс читает Сергеева Татьяна Александровна
      о сайте    |     получить пароль    |     написать веб-мастеру    
   
 
группы
дисциплины
кафедры
преподаватели


  

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция»

 

Семинар 1. Введение в психологию

 Знакомство. Коммуникативная игра. Обсуждение научного психологического и житейского психологического опыта учащихся.

 Сравнение научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания. Естественный и гуманитарный статус психологии. Выделение отраслей психологии, наиболее тесно связанных с будущей профессиональной деятельностью учащихся.

 Упражнения из практикума №№ 1-3; 5.

 

Основная литература

1.                      Гиппенрейтер Ю.Б. Общее представление о психологии как науке / Общая психология: хрестоматия под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 3-14.

2.                      Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2007. С. 12-26; 38-69.

3.                      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. М.: Владос, 2007. С. 5-16.

 

Дополнительная литература

1.                      Братусь Б.С. Общая психология на фоне знаков современности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 3. С. 96-101.

2.                      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.

3.                      Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии: хрестоматия. – М.: Смысл, 2005.

4.                      Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2 т. 1996.

5.                      http://azps.ru/hrest - «А. Я. Психология». Хрестоматия.

 

Семинар 2. Методы психологических исследований

 Проблема метода исследования и его значения для науки. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Общая логика научного исследования.

 Организационные методы исследования (сравнительный и лонгитюдный).

 Эмпирические методы исследования. Наблюдение (самонаблюдение). Психологическое наблюдение. Эксперимент. Анализ продуктов деятельности. Анализ документов.

 Методы обработки данных. Количественный и качественный анализ.

 Психодиагностика в структуре научного исследования и как самостоятельная процедура. Психодиагностические методы. Тесты и их варианты. Опросники. Интервью. Клиническая беседа.

Задание: подготовить вопросы для проведения стандартизированной беседы по предложенной теме.

 

Основная литература

1.                      Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 3-59.

2.                      Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. С. 26-30.

3.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 26-37.

4.                      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С. 16-25.

 

Дополнительная литература

1.                      Государев Н.А. Практическая психодиагностика. – М.: «Ось – 89».

2.                      Вирджиния Н. Квин. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000.

3.                      Ломов Б.Ф. Проблема и стратегия психологического исследования. М., 1999.

4.                      Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

5.                      http://azps.ru/hrest - «А. Я. Психология». Хрестоматия.

 

Семинар 3. Внимание и память. Мышление, воображение и речь

 Функции внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Нарушения внимания. Связь внимания и свойств нервной системы человека. Развитие внимания.

 Виды и уровни памяти. Факторы забывания. Расстройства памяти. Управление памятью. «Эффект Зейнгарник». Мнемонические приемы.

 Функции мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Виды мышления. Структура мыслительного процесса. Операции мыслительной деятельности. Расстройство мышления.

 Функции воображения. Виды воображения. Приемы создания образов. Воображение и творчество.

 Речь, ее функции и значение. Речь как средство общения и обобщения (мышление). Виды речевой деятельности и их особенности. Отличие речи от языка. Мышление и речь.

Выполнение тестов на основные свойства внимания: концентрация, переключаемость (корректурная проба, таблицы Шульте-Платонова). Упражнения из практикума №№ 38; 41; 42; 51; 52.

 

Основная литература

1.                      Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. С. 165-180; 192-211; 236-244.

2.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 247-282; 298-354.

3.                      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. - М.: Владос, 2007. С. 260-324.

4.                      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. С. 256-292; 417-431

Дополнительная литература

1.                      Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте  / Хрестоматия по вниманию. М., 1981. С. 184-219.

2.                      Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. Общая психология: хрестоматия /Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой.– М.: Флинта, 2008. С. 82-90.

3.                      Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С.33-39; 87-94.

4.                      Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Общая психология: хрестоматия/ Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 65-82

5.                      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.
С. 295-308; 309-372; 381-416.

 

Семинар 4. Характер и темперамент

 Свойства темперамента. Типы темперамента и их психологические характеристики. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Соотношение темперамента и характера.

 Определение характера. Черты характера. Проявление характера в деятельности и общении. Типология характера. Акцентуированные характеры, их признаки. Развитие характера. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности.

 Исследование темперамента (тест Айзенка).

 Упражнения из практикума №№ 86; 92; 96.

 

Основная литература

1.                      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: 2000. С.234-256; 257-280.

2.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 553-562.; С. 567-581.

3.                      Небылицын В.Д. Темперамент // Общая психология: хрестоматия / Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 146-154.

4.                      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С. 394-420.

 

 Дополнительная литература

1.                      Левитов Д.Н. Проблема характера в современной психологии // Общая психология: хрестоматия / Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 154-160.

2.                      Бурно М.Е. О характерах. – М.: Академический проект, 2005. С. 10-75.

3.                      Моросанова В.И. Индивидуальная саморегуляция и характер человека // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 59-69.

 

 

Семинар 5. Потребностно-мотивационная сфера

 Понятие о потребностях и мотивах. Структура потребностно-мотивационной сферы. Характеристика потребностей: модальность, сила, острота, длительность. Потребности организма и потребности личности. Классификация потребностей.

 Характеристики мотива: динамические и содержательные. Сила, устойчивость, полнота осознания структуры мотива, уверенность в правильности выбора и принятого решения, направленность мотива, ориентированность на внешние факторы при объяснении своего поведения; направленность факторов на удовлетворение потребностей, связь факторов с деятельностью, в том числе, профессиональной. Воля в структуре мотивации.

 Выполнение теста «Ценностные ориентации».

 Упражнения из практикума №№ 70; 73; 74.

 

Основная литература

1.      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 511-534.

2.      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С. 461-507.

3.      Хекхаузен Х. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Общая психология: хрестоматия/ Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 125-136.

 

Дополнительная литература

1.                      Адлер А. Мотив власти / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт. 2002. С. 309 – 313.

2.                      Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого- социальный институт. 2002. С. 57-80.

3.                      Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. С. 518-534.

4.     Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990. С. 11-45.

 

Семинар 6. Формирование и развитие личности

 Социализация индивида. Макросоциальный и микросоциальный уровни социализации. Институты социализации. Понятие референтной группы. Зависимость человека от социальной среды. Способы построения Я-образа. Механизмы социализации. Этапы развития личности. Возрастные кризисы. Критерии зрелости личности. Выбор стиля жизни. Личностный рост и жизненный путь личности. Ответственность и зрелость личности. Личностный смысл и проблема личностного выбора.

Основная литература

1.                      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Психология развития: хрестоматия/ Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: Омега-Л, 2005. С. 96-106.

2.                      Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 470-489.

3.                      Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? / Общая психология: хрестоматия / Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 136-146.

4.                      Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований. / Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 327 – 348.

5.                      Элкинд Д. Теория личности Э. Эриксона / Общая психология: хрестоматия./ Под ред. Л.В. Бровиной, Т.А. Сергеевой. – М.: Флинта, 2008. С. 177 – 185.

Дополнительная литература

1.                      Ананьев Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. - М.: Омега-Л, 2005. С. 115-122.

2.                      Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3.                      Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 234-256; 257-280; 292-322.

4.                      Маринов М.Б. Влияние социальной индивидуализации на стратегию жизни // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С. 249-254.

5.                      Психология личности. Учебное пособие / Под ред. П.Н. Ермакова, Лабунской В.А. – М.: Эксмо, 2007.

6.                      Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС. 2007. № 2. С. 32-39.

7.                      Хорни К. Наши внутренние конфликты. - М.: Академический проект, 2007.

8.                      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2006.

 

Семинар 7. Девиантное развитие и дезадаптация личности

 Психическая средовая адаптация как условие взаимодействия человека и социума. Противоречие внешней и внутренней позиции. Диспозиционные и ситуационные факторы дезадаптации. Депривация социальных потребностей и защитные формы реагирования. Неконструктивнае формы адаптивного поведения. Конфликт со средой и конфликт с культурой. Девиантное развитие личности как следствие дезадаптации. Социально-неадекватная Я-концепция. Социально-психологические особенности и формы девиантного и противоправного поведения. Адаптация и реабилитация девиантной и социально-дезадаптированной личности.

 

Основная литература

1.                      Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. С. 14-43.

2.                      Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003. С. 82-153

3.                      Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: «Творческий центр «Сфера», Юрайт, 2001.

 

Дополнительная литература

1.                      Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.

2.                      Вирджиния Н. Квин. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.
С. 315-342.

3.                      Леликов В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних // СОЦИС. 2007. № 12. С. 87-95.

4.                      Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества. - М., 1999.

5.                      Хорни К. Наши внутренние конфликты. – М.: Академический проект, 2007.

6.                      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический проект, 2006.

 

Семинар 8. Психология взаимодействия людей.
Межличностные отношения

 Понятие о взаимодействии. Виды взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия. Межличностные отношения. Социально – психологическое влияние. Понятие группы. Классификация групп. Функциональная организация малых групп. Этапы развития группы. Взаимодействие в группе. Социально-психологические процессы в малой группе. Личность и группа: проблема руководства и лидерства.

 Межгрупповые отношения и взаимодействия. Характер межгруппового взаимодействия: основные теоретические подходы.

Упражнения из практикума №№ 111; 114; 115.

 

Основная литература

1.                      Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.С. 69-83.

2.                      Кричевский Р.Л. Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2002.

3.                      Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Речь, 1997. С. 354-397.

4.                      Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С. 572-599.

 Дополнительная литература

1.                      Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – Спб.: Питер, 2001. С. 315-357.

2.                      Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие. Минск: Тетра Системс, 2000.

 

 

Семинарское занятие для студентов заочной формы обучения

Занятие проводится в форме дискуссии. Для обсуждения предлагаются вопросы, связанные с особенностями психологического развития личности в современных условиях трансформации российского общества, а также проблемы формирования профессиональной социально-психологической компетентности юристов – практических работников.

 

 


 

Версия для печати



Выбрать другой курс:


УИУ РАНХиГС, 2016г. Вы - 3543й посетитель этого раздела